Annotation: This article describes the role of students' research work in the process of introducing the younger generation to the spiritual and moral experience of previous eras. The author analyzes how, through the study of various aspects of human life, culture and history, schoolchildren not only deepen their knowledge, but also form their own value orientations. Special attention is paid to how research activities contribute to the development of critical thinking, skills of collective creativity, respect for the opinions of others and tolerance. The study shows that the importance of students; research work as a way of introducing them to the spiritual and moral experience of previous generations in the educational work of the school cannot be overestimated.
Keywords: Spiritual and moral education, research work, the experience ofprevious generations.
Исследовательские работы учащихся играют ключевую роль в процессе приобщения молодого поколения к духовно-нравственному опыту предшествующих эпох. Через изучение разнообразных аспектов человеческой жизни, культуры и истории, школьники не только углубляют свои знания, но и формируют собственные ценностные ориентиры. Они погружаются в исследования, которые позволяют им осознать, как идеи и идеалы предыдущих поколений влияли на развитие общества, личной и национальной идентичности. Важность исследовательских работ учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений в воспитательной работе школы нельзя переоценить. Эти исследования не только способствуют углублению знаний, но и формируют у подростков неоценимое чувство принадлежности к культурному наследию своего народа. Погружаясь в изучение исторических событий, культурных традиций и моральных ценностей, школьники открывают для себя богатство духовного опыта, накопленного столетиями.
Исследовательская деятельность раскрывает глубину нравственных установок, позволяя учащимся размышлять о значении таких понятий, как добро и зло, справедливость и милосердие. В процессе работы над проектами они учатся ставить вопросы, анализировать источники информации и делать выводы, что в свою очередь развивает критическое мышление и углубляет понимание человеческой природы. Кроме того, взаимодействие с наставниками и сверстниками в процессе исследования формирует навыки коллективного творчества, уважения к мнению других и толерантности. Таким образом, исследовательские работы становятся не просто учебным заданием, а важным этапом в процесс формирования гармоничной личности, способной переносить опыт предков в современность и строить на его основе собственные моральные ориентиры. Исследовательская работа также способствует развитию у школьников лидерских качеств. Учащиеся, осуществляя проекты, принимают на себя ответственность за результаты, учатся организовывать свою деятельность и распределять обязанности в группе. Это формирует уверенность в себе и своих силах, что является важным аспектом подросткового формирования. Лидеры, возникающие в таких командах, способны вдохновлять других, что в свою очередь обогащает опыт взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, вовлечение в исследовательскую деятельность помогает привить учащимся такие ценности, как самостоятельность и настойчивость. Работая над проектами, школьники сталкиваются с трудностями и неудачами, что учит их преодолевать преграды и продолжать двигаться к цели. Эти качества особенно важны в нашем быстро меняющемся мире, где гибкость и способность адаптироваться становятся залогом успешной жизни [1,с.33].
В конечном итоге, исследовательская деятельность в школе — это не просто тренировка академических навыков, но и формирование полноценной личности. Учащиеся, обогащенные духовно-нравственным опытом прошлого, становятся носителями ценностей, которые помогут им строить будущее на основе уважения, понимания и любви к своему народу и культуре. Исследовательская работа также способствует развитию критического мышления у школьников. Учащиеся учатся анализировать информацию, ставить вопросы и искать на них ответы. Это умение не только формирует их способность к самостоятельной работе, но и укрепляет навыки аргументации и обсуждения, которые будут полезны в будущем как в академической, так и в профессиональной сферах. Наконец, исследовательская деятельность может расширить горизонты учащихся, открывая перед ними мир новых знаний и интересных идей. Это помогает им не только углубить свое понимание изучаемых предметов, но и развивает у них чувство любопытства и стремление к постоянному обучению, что станет неотъемлемой частью их жизни в будущем.
Воспитательная работа школы становится более насыщенной и многогранной, когда ученики активно участвуют в исследовательском проекте. Этот процесс способствует развитию критического мышления, умений анализа и синтеза информации, а также формированию чувства ответственности за будущее. Через собственные проекты учащиеся могут переосмыслять традиционные взгляды, используя их как основу для построения собственных убеждений [2,с.14].
Поэтому, исследовательские работы служат не только средством приобретения знаний, но и важным инструментом духовного и нравственного воспитания, позволяя молодому поколению находить связь с историей и культурой своего народа, а также стремиться к более осознанной и добродетельной жизни. Важным аспектом исследовательских работ является возможность самостоятельного выбора тематики и углубленного анализа выбранного вопроса. Это не только развивает навыки самообучения и самодисциплины, но и позволяет учащимся находить свои личные интересы и склонности. Каждый проект становится уникальным отражением внутреннего мира ученика, что способствует формированию его индивидуальности и творческого потенциала. Кроме того, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность создает поле для сотрудничества и обмена мнениями. Работая в группах, юные исследователи учатся слушать и уважать мнения других, что развивает коммуникативные навыки и социальную ответственность. Эти качества крайне важны для построения гармоничного общества, способного к диалогу и совместному решению сложных задач [5,с.24].
Таким образом, исследовательские работы в школе не только способствуют осмыслению прошлого, но и вооружают молодежь необходимыми инструментами для активного участия в современном мире. Применяя полученные знания на практике, учащиеся становятся более уверенными в своих силах и готовыми к будущим вызовам, принимая на себя ответственность за изменение своей жизни и жизни общества в целом. Научные исследования также способствуют развитию критического мышления, которое становится крайне важным в эпоху информации. Учащиеся учатся анализировать источники, оценивать достоверность данных и формулировать обоснованные выводы. Это не только помогает в учебе, но и формирует базу для принятия взвешенных решений в повседневной жизни. В современном мире, насыщенном данными и мнениями, умение критически подходить к информации становится незаменимым качеством. Кроме того, исследовательская деятельность стимулирует креативность
и инновационное мышление. Учащиеся, погружаясь в исследование, сталкиваются с проблемами, которые требуют нестандартных решений. Работа над проектами, где необходима оригинальность, помогает развивать навыки поиска новых идей, что является важным аспектом в профессиях будущего [6,с.44].
Наконец, исследовательские работы могут стать отправной точкой для формирования профессионального пути. Многие учащиеся находят свою страсть в исследовательской деятельности, что в дальнейшем может привести к выбору научной карьеры или других направлений, связанных с аналитикой и критическим мышлением. Важно поддерживать этот интерес и направлять его в созидательное русло, что будет способствовать развитию Кроме того, исследовательская деятельность прививает дисциплину и организованность. Участие в длительных проектах требует планирования, управления временем и соблюдения сроков. Эти навыки являются важными в любой профессиональной сфере и помогают учащимся не только в учебе, но и в жизни. В конечном счете, исследовательская работа формирует критически важные для будущего качества. Этот процесс не просто помогает индивидуумам разобраться в сложных вопросах, но и формирует активных граждан, способных вносить свой вклад в общество. Образованные и критически мыслящие люди — это залог инновационного и устойчивого развития всего общества [7,с.31].
Патриотизм как искреннее чувство любви к Родине развивается в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Социальное пространство для его формирования не ограничивается только школьными стенами. В решении этой задачи наиболее благоприятной, на мой взгляд, является внеурочная работа с учащимися. В течение 15 лет занимаюсь с детьми поисково-исследовательской деятельностью. С 2009 года был организован курс «Родной край», через который десятки ребят приобщились к истории своей малой родины. В 2012 г. краеведы и туристы школы объединились в лагерь «Следопыт». Была разработана программа деятельности, которая участвовала в двух конкурсах. В каждом населенном пункте мы отдаем дань памяти павшим в годы Великой Отечественной войны, благоустраиваем памятники, в частности, в Бошняково, где в 2004 г. был установлен памятник жертвам политических репрессий. Ребята встречаются с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, оказывают им посильную волонтерскую помощь. Эти встречи способствуют формированию позитивного жизненного опыта. Нравственный результат подобной работы заключается в том, что дети познают историю своей малой родины, убеждаются, как много хороших людей живет в нашей республике, в поселках и селах, какое горячее участие местные краеведы и координаторы принимают в организации встреч, помогают поиску, оказывают теплый, радушный прием. На основании собранного материала
позже были выполнена серия исследовательских работ о ветеранах ВОВ проживающих в селе Бошняково и Петрушки. Собранный во время работы над исследованием материал, конечно же, находит применение на уроках истории и обществознания для обогащения содержания. Полностью солидарна с Д.С.Лихачевым, который утверждал, что « к патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать», чтобы ученик становился носителем ценностей гражданского общества, осознавал свою сопричастность к судьбам Родины [4,с.72].
Исключительно благодатной темой в формировании духовно- нравственного опыта учащихся является Великая Отечественная война. Проект «Обелиск нашей памяти», который реализовывался в ходе поисково- исследовательских работ, дал замечательный материал для исследовательских работ, всколыхнул чувства благодарности в сердцах детей. Проект является долговременным. Главная его цель – сохранение памяти о погибших и пропавших без вести участниках войны. В сельской местности скромный обелиск – часто единственная достопримечательность, которая обращает на себя взоры поисковиков. О чем могут рассказать скорбные списки на них? Прежде всего о тех, кто ушел на защиту Родины из деревень и сел. в Бошняково -это Козыркины, Коротенко, Дмитриенко, Наказновы, Наследниковы и многие другие. Всего 186 фамилий погибших и пропавших без вести. Об их судьбах ведется поисковая работа, на основе которой дети пишут исследовательские работы. От первых, почти детских работ наподобие школьного сочинения, мы давно перешли к работам исследовательского характера с целями и задачами, актуальностью и анализом изученной литературы. Тематика исследований самая разнообразная, но вся она связана одной большой темой – темой малой родины, ее историей и культурой, природным наследием и, конечно же, судьбами людей, оставивших яркий след в памяти земляков. Позволю лишь назвать некоторые работы старшеклассников. Их героями являются деды и прадеды нынешних учеников, родственники и односельчане, «дети войны» и труженики тыла.
«Они сражались за Родину» - так называется работа Дарьи Михайловой,ученицы 7го класса написанной на основе семейного архива. С фотографий смотрят на нас одухотворенные лица людей военного поколения. Это однополчане танкиста Михаила Михайлова, которые с боями прошли от Заполярья до Чехословакии. О крепком военном братстве повествует эта работа.
Какой замечательный образ нежного отца, любящего мужа, гражданина и патриота предстает в работе Лилии Казаковой «Эпистолярный жанр Великой
Отечественной». Это исследование выполнено на основе документов районного архива и музея истории и культуры Канского района. Работа построена на письмах Василия Коротенко из д.Петрушки, погибшего в Эстонии весной 1944 года. Он похоронен в братской могиле, где местные
эсэсовцы проводят сейчас свои сборища, и это вызывает естественный гнев и возмущение возрождающимся нацизмом в странах Прибалтики и в Украине, где каждая пядь земли полита кровью советских бойцов. Таким образом, поисково-исследовательская деятельность имеет большой практический смысл, связанный с увековечением исторической памяти о Великой Отечественной войне, формирует духовно-нравственную личность, развивает исследовательские компетенции учащихся [1,с.12].
Юный краевед, раз прикоснувшись к реликвиям той огненной поры, не останется равнодушным к ветерану, пожилому человеку, сохранит в душе глубокую благодарность тем, кто приближал светлый праздник Победы. На территории сельского поселения Бошняково в живых не осталось ни одного участника боевых действий, и менее двадцати человек – это труженики тыла и дети войны. Это люди, умеющие ценить скромные материальные блага, сохранившие душевную щедрость, веру в жизнь,
огромное трудолюбие, активную жизненную позицию, и важно сохранить для потомков их уникальный социальный опыт проживания в суровых жизненных испытаниях.
История малой родины – это те истоки, которые формируют нравственность детей, это огромный духовный опыт. В работе «Родник» авторы представили замечательный краеведческий проект, о священном роднике в с.Бошняково. Еще одно направление в поисковой работе – православное краеведение, которое представлено уже несколькими работами, высоко оцененными на разном уровне.
Следует отметить, что глубоко проникаются результатами поисково- исследовательской деятельности единицы ребят. Это прежде всего авторы работ, которые исследуют огромные пласты народной жизни. Но их труд потом становится достоянием и других школьников. Все работы хранятся в школьном архиве. Полагаю, что работа в данном направлении обладает неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями и содействует духовному становлению детей. Она формирует такие нравственные чувства, как долг, ответственность, гражданственность, патриотизм; определяет нравственную позицию и, не сомневаюсь, нравственное поведение. Опыт подсказывает, что те ребята, которые занимались поисковой работой, отдавали личное время изучению архивных документов, краеведческой литературы, анализу семейных архивов, встречались и беседовали с героями исследований, плечом к плечу работали с научным руководителем – безнравственными людьми уже никак не станут.